пятница, 17 марта 2023 г.

Консультация для педагогов «Развитие самоценности у детей»

 Старший воспитатель Карповская О.С.

Консультация для педагогов «Развитие самоценности у детей»

Для начала хочу провести коротенькую разминку. Кто из вас когда-нибудь занимался скорочтением, мнемотехниками?

Например, помните, одной рукой гладим живот, второй – голову? Вот в этом роде мы с вами сейчас сделаем. Нам понадобиться две руки, одна рука показывает 2 пальца, как знак Victoria – Победа. Второй рукой показываем знак – OK. Соединяем большой и указательный пальцы. Синхронно. Задача менять руки через хлопок. Сначала медленно пробуем, потом можно чуть быстрее. Все это можно делать, кстати говоря, когда готовитесь к публичным выступлениям, любым. Почему это полезно? Потому что, вам в любой момент коммуникации нужно параллельно делать несколько вещей. Когда выступаете на сцене, в голове нужно удерживать все – контент, публику, речь. И такие не сложные упражнения, когда вы синхронно делаете какие-то вещи, помогают вам укреплять свой мозг, наращивать нейронные связи и тд. Плюс к этому можно еще проговаривать какой-либо текст, например делать самопрезентацию.

Почему я начала с этого? Потому что далее разговор пойдет о том, как говорить «Я». Не в буквальном смысле, что я лучшая версия себя по версии своей мамы, а в смысле проявление себя через говорение. Ну и по классике жанра, я должна сейчас рассказать какую-то историю. И я приведу ситуацию о дочки моей подруги, эта история меня и побудила взять именно эту тему. Её Кристине 4 года и примерно полтора года назад, когда ее начали интересовать буквы, в смысле не научиться читать, конечно же, а просто сами буквы, что они значат. И вот они дошли до буквы Я. «Это буква Я», говорит она ей. Она долго и вдумчиво смотрела на нее, а потом говорит: «А где буква ТЫ?». И еще одна прекрасная история: пару месяцев назад, в садике, в раздевалке слышу диалог мамы и ребенка: «Кто это сделал?», ребенок говорит: «Кеша». Мама говорит: «Больше так не делай». Кристина такая смотрит на меня и говорит: «Так это же Кеша сделал, почему его ругают?» Действительно, а почему виноват Я, ведь я же сказал – Кеша сделал. Это конечно же здорово, когда ребенок называет себя по имени, но он должен говорить – Я, в возрасте трех лет. Хорошо, зачем?

Очень важно уметь идентифицировать себя, когда ты маленький, когда ты большой. Я – это Я. Я есть, Я – мое отражение, моя территория, мое тело, мои желания. Мне было так интересно, я начала замечать, что очень многие дети не говорят из позиции – Я.

А ведь ребенок должен научиться говорить Я с самых первых его слов. И в идеале, раз мы с вами взрослые столько лет разговариваем, раз мы всю свою жизнь говорим, кто-18, кто-то 30 лет, а кто-то и больше 40, то мы должны уже быть опытными в том, чтобы не забывать про себя и говорить Я.

- привет, это я. Это сделал я. Я в целом вообще в принципе ничего парень и если вам, к примеру, нужен бухгалтер, то вот он я.

Но что случается с нами, какая вдруг поломка происходит, что когда мы маленькие, мы всему миру говорим – Я покушала! Ну молодец, ты же целое дело сделала! Но когда мы доходим до коммуникации, до публичного выступления, до самопрезентации, что происходит с нами? Начинается такая история:

-Мы с компанией,

-Мы с коллегами,

-Мы с подругой….

Меня как будто бы и нет. И здесь каждый упирается в серию очень интересных убеждений: кому-то мама говорила – «Не выпячивай себя!», у кого-то еще какая-то родительская история. «Ты маленький!», «Я последняя буква в алфавите». Самое забавное, что если вспомнить алфавит предков, старославянский алфавит и он начинается с – Ац – значит Я… И это не последняя буква в алфавите, а наоборот первая. И самое интересное, что когда оказавшись в новой компании многим неловко поднять руки и сказать – Я, кстати, например, стихи пишу и музыку сочиняю. Это очень важно, потому что мы не знаем как на нас отреагируют люди и мы предпочитаем молчать, потому что любой акт коммуникации – это публичное выступление. Вы говорите с родителями детей, руководителем, заказываете такси, с кем-то спорите, ведете эфиры, сторисы, выступаете и тд… Это все публичные выступления. Потому что вы как спикер, есть аудитория и у вас есть некая цель и вы с этой целью к людям идете. Но нам кажется, что выступления – это когда так много людей и что тет-а-тет, это не оно. Это оно. И более того, мы боимся того, что о нас скажут люди и правильно делаем, потому что выступать – ненормально. Для нас эволюционно нормально – это сидеть, молчать и слушать. Так безопаснее, на всякий случай, как бы чего не прилетело. Поэтому, когда вы становитесь на сцене или вступаете в какую-либо коммуникацию, особенно с незнакомыми людьми, это правда может быть опасно. Потому что прилетает не только – о, ты божественный, давай еще, но и – а ты вообще кто? Ты где себя нашел? И мы зная это, предпочитаем молчать, думая, что если я молчу, значит все ОК. Нет. Проблема в том, что про вас всегда что-то подумают, даже если вы молчите. То есть вариантов нет вообще. И вот вопрос, если про нас все равно будут что-то говорить и что-то думать, почему бы не начать этим впечатлением управлять? Потому что мы проявляемся через Я-говорение, не только когда мы говорим: «Здравствуйте, я Ольга Петрова, я ведущий бухгалтер…». Но и вообще, как только мы открываем рот, все становится ясно, по нашим жестам, какое занимаем пространство в том месте, где находимся. Одно дело, когда вы зажимаетесь в уголок, просто потому что там спокойнее, или вы становитесь в центр, привлекая к себе внимание. Ваша самопрезентация и ваше Я начинается именно в этот момент. А дальше начинаете говорить и труба… Потому что надо как-то вот так говорить, чтобы людям понравиться. Часто, у женщин в особенности, включается интонация прилежной девочки. И с одной стороны она раздражает, так как возникает вопрос: «А взрослые тут вообще есть?». На такого человека, который себя как маленького подает сразу начинают смотреть несерьезно. У такого человека, Я-Эго – очень маленькое. И к сожалению такой паттерн поведения закрепляется и человек с ним идет по жизни.

«Мне не нужно много», «Мне хватит так, как есть».

И это будет отражаться абсолютно на всем. А качестве речи, на словах, которые употребляются. Стоит проследить за собой и за своими более смелыми сотоварищами.

И проявление Я каждый раз у каждого наблюдается на разных уровнях. Это то, как вы выглядите, это то, как вы жестикулируете, ведете себя, звучание голоса. И наша самопрезентация – это то, что случается с нами каждый день. Мы часто думаем, ошибочно, что самопрезентация – это когда я на работу устраиваюсь. Но ведь могут спросить – а почему именно ты подходишь? Что ты можешь? Очень классный навык – уметь рассказывать о себе, не опираясь на какое-то мифическое отношение к самому себе, а опираясь на факты.

«Я не лучший в мире педагог, но я хорош, потому что… вот мои результаты».

И когда вы смотрите на себя как на проект, когда вы описываете себя как проект, опираясь на факты – например, 10 дипломов, 20 курсов… - это мое. И вы таким образом уходите от оценочных суждений – я лучший, самый замечательный, - здесь всегда будет тот, с кем вы себя сравниваете. А в сравнении мы всегда проигрываем. И поэтому, рассказывая о себе, презентуя себя – опирайтесь на факты. И тогда если спросят – а чем докажешь, что ты вообще молодец? Вот. Вот статистика и тд… Это в некотором смысле алиби, которое помогает вам из состояния маленького человека, превращаться в некого большого человека, проявляться более корректно, более красиво и главное, получать от этого удовольствие.

И самопрезентация – это говорение в целом. Это ваш голос, речь – это ваша энергия, жизнеспособность. Поэтому, о того, как вы говорите – все про вас понятно.

У каждого человека есть такое слово, которое его определяет. И это безумно интересно, если подумать в эту сторону. Какое слово будет вашим словом? С кем или с чем вы себя ассоциируете? Потому что вы очень часто смотрите на себя как на воспитателя, руководителя, на члена коллектива, мамы. А кто вы вне этих состояний? Кто вы вне всего пространства? Кто вы как человек? Когда вы появляетесь в пространстве других людей, вы чем-то делитесь с ними. Когда вы уходите из этого пространства, остается некое послевкусие. В общем, вас нет, а ощущение осталось. И если подумать о том, какое ощущение и впечатление я хочу оставить о себе? И поставить эту точку В, станет понятнее, если мы начнем отматывать наши шаги назад, что нужно делать, как общаться с людьми, что мне нужно говорить, чтобы именно это впечатление сформировалось. Вряд ли кто-то хочет, чтобы о нем подумали плохо, недооценили. Тогда почему так происходит, из-за чего мы доводим себя вот до такого состояния, а потом выходим и думаем: «Черт, надо было сказать по-другому»? Потому что, каждый раз мы говорим из своего текущего состояния, мы не заглядываем в будущее. А если мы начнем все таки, смотреть на себя из точки В и думать, как мне быть убедительным? А если бы я был максимально уверенным в себе человеком, с чего бы я начал разговор? Как бы я жестикулировал? Из какого места я бы говорил?

Есть очень хорошая игра, актерская техника, называется она «Метод шляпы». Когда вы можете примерить на себя условную шляпу, образ, плащ героя, который вам близок. У вас может быть некое альтер-эго, образ которого вам интересен, такой публичный образ и вы этот плащик на себя набросили, пошли пообщались, поступили на работу, познакомились с кем-то, А вечером возвращаетесь в свое состояние.

И в завершение я хочу, чтобы вы подумали о двух вещах: первое – это с каким словом вы ассоциируетесь для себя. И подумайте о результате результата всего того, что вы делаете. Просто результат – это выполненная работа. Например, вы воспитатель – ко мне приходят дети и они вечером их забирают родители, в хорошем настроении и здоровых. А результат результата – ко мне приходят дети, а уходят будущими президентами. Подумайте, что будет результатом результата того, что вы делаете? Как в отсроченной перспективе вы влияете на других людей.

И когда вы начинаете смотреть на себя как на человека который глобально меняет людей, что благодаря вашей работе вон же какие штуки происходят!

Дети теперь в школе достигают огромных успехов, потому что я смог дать им те ценности и знания, которые помогли им этого достичь.

И когда вы разрешите себе увидеть, что вы не просто человек, не просто руководитель, не просто педагог, а личность, которая влияет на жизни других людей – любое ваше предъявление миру будет иметь совершенно другой вес. Потому что вы будете коммуницировать уже в абсолютно другом состоянии. В состоянии самоценности. И это будет считываться и в голосе и в жестах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий