Старший воспитатель Карповская О.С.
Консультация для педагогов «Развитие самоценности у детей»
Для
начала хочу провести коротенькую разминку. Кто из вас когда-нибудь занимался
скорочтением, мнемотехниками?
Например, помните, одной рукой гладим живот, второй –
голову? Вот в этом роде мы с вами сейчас сделаем. Нам понадобиться две руки,
одна рука показывает 2 пальца, как знак Victoria – Победа. Второй рукой
показываем знак – OK. Соединяем большой и указательный пальцы. Синхронно.
Задача менять руки через хлопок. Сначала медленно пробуем, потом можно чуть
быстрее. Все это можно делать, кстати говоря, когда готовитесь к публичным
выступлениям, любым. Почему это полезно? Потому что, вам в любой момент
коммуникации нужно параллельно делать несколько вещей. Когда выступаете на
сцене, в голове нужно удерживать все – контент, публику, речь. И такие не
сложные упражнения, когда вы синхронно делаете какие-то вещи, помогают вам
укреплять свой мозг, наращивать нейронные связи и тд. Плюс к этому можно еще
проговаривать какой-либо текст, например делать самопрезентацию.
Почему я начала с этого? Потому что далее разговор пойдет о
том, как говорить «Я». Не в буквальном смысле, что я лучшая версия себя по
версии своей мамы, а в смысле проявление себя через говорение. Ну и по классике
жанра, я должна сейчас рассказать какую-то историю. И я приведу ситуацию о
дочки моей подруги, эта история меня и побудила взять именно эту тему. Её
Кристине 4 года и примерно полтора года назад, когда ее начали интересовать
буквы, в смысле не научиться читать, конечно же, а просто сами буквы, что они
значат. И вот они дошли до буквы Я. «Это буква Я», говорит она ей. Она долго и
вдумчиво смотрела на нее, а потом говорит: «А где буква ТЫ?». И еще одна
прекрасная история: пару месяцев назад, в садике, в раздевалке слышу диалог
мамы и ребенка: «Кто это сделал?», ребенок говорит: «Кеша». Мама говорит:
«Больше так не делай». Кристина такая смотрит на меня и говорит: «Так это же
Кеша сделал, почему его ругают?» Действительно, а почему виноват Я, ведь я же
сказал – Кеша сделал. Это конечно же здорово, когда ребенок называет себя по
имени, но он должен говорить – Я, в возрасте трех лет. Хорошо, зачем?
Очень важно уметь идентифицировать себя, когда ты маленький,
когда ты большой. Я – это Я. Я есть, Я – мое отражение, моя территория, мое
тело, мои желания. Мне было так интересно, я начала замечать, что очень многие
дети не говорят из позиции – Я.
А ведь ребенок должен научиться говорить Я с самых первых
его слов. И в идеале, раз мы с вами взрослые столько лет разговариваем, раз мы
всю свою жизнь говорим, кто-18, кто-то 30 лет, а кто-то и больше 40, то мы
должны уже быть опытными в том, чтобы не забывать про себя и говорить Я.
-
привет, это я. Это сделал я. Я в целом вообще в принципе ничего парень и если
вам, к примеру, нужен бухгалтер, то вот он я.
Но что случается с нами, какая вдруг поломка происходит,
что когда мы маленькие, мы всему миру говорим – Я покушала! Ну молодец, ты же
целое дело сделала! Но когда мы доходим до коммуникации, до публичного
выступления, до самопрезентации, что происходит с нами? Начинается такая
история:
-Мы
с компанией,
-Мы
с коллегами,
-Мы
с подругой….
Меня как будто бы и нет. И здесь каждый упирается в серию
очень интересных убеждений: кому-то мама говорила – «Не выпячивай себя!», у
кого-то еще какая-то родительская история. «Ты маленький!», «Я последняя буква
в алфавите». Самое забавное, что если вспомнить алфавит предков,
старославянский алфавит и он начинается с – Ац – значит Я… И это не последняя
буква в алфавите, а наоборот первая. И самое интересное, что когда оказавшись в
новой компании многим неловко поднять руки и сказать – Я, кстати, например,
стихи пишу и музыку сочиняю. Это очень важно, потому что мы не знаем как на нас
отреагируют люди и мы предпочитаем молчать, потому что любой акт коммуникации –
это публичное выступление. Вы говорите с родителями детей, руководителем,
заказываете такси, с кем-то спорите, ведете эфиры, сторисы, выступаете и тд…
Это все публичные выступления. Потому что вы как спикер, есть аудитория и у вас
есть некая цель и вы с этой целью к людям идете. Но нам кажется, что
выступления – это когда так много людей и что тет-а-тет, это не оно. Это оно. И
более того, мы боимся того, что о нас скажут люди и правильно делаем, потому
что выступать – ненормально. Для нас эволюционно нормально – это сидеть,
молчать и слушать. Так безопаснее, на всякий случай, как бы чего не прилетело.
Поэтому, когда вы становитесь на сцене или вступаете в какую-либо коммуникацию,
особенно с незнакомыми людьми, это правда может быть опасно. Потому что
прилетает не только – о, ты божественный, давай еще, но и – а ты вообще кто? Ты
где себя нашел? И мы зная это, предпочитаем молчать, думая, что если я молчу,
значит все ОК. Нет. Проблема в том, что про вас всегда что-то подумают, даже
если вы молчите. То есть вариантов нет вообще. И вот вопрос, если про нас все
равно будут что-то говорить и что-то думать, почему бы не начать этим
впечатлением управлять? Потому что мы проявляемся через Я-говорение, не только
когда мы говорим: «Здравствуйте, я Ольга Петрова, я ведущий бухгалтер…». Но и
вообще, как только мы открываем рот, все становится ясно, по нашим жестам,
какое занимаем пространство в том месте, где находимся. Одно дело, когда вы
зажимаетесь в уголок, просто потому что там спокойнее, или вы становитесь в
центр, привлекая к себе внимание. Ваша самопрезентация и ваше Я начинается
именно в этот момент. А дальше начинаете говорить и труба… Потому что надо
как-то вот так говорить, чтобы людям понравиться. Часто, у женщин в
особенности, включается интонация прилежной девочки. И с одной стороны она
раздражает, так как возникает вопрос: «А взрослые тут вообще есть?». На такого
человека, который себя как маленького подает сразу начинают смотреть
несерьезно. У такого человека, Я-Эго – очень маленькое. И к сожалению такой
паттерн поведения закрепляется и человек с ним идет по жизни.
«Мне
не нужно много», «Мне хватит так, как есть».
И это будет отражаться абсолютно на всем. А качестве речи,
на словах, которые употребляются. Стоит проследить за собой и за своими более
смелыми сотоварищами.
И проявление Я каждый раз у каждого наблюдается на разных
уровнях. Это то, как вы выглядите, это то, как вы жестикулируете, ведете себя,
звучание голоса. И наша самопрезентация – это то, что случается с нами каждый
день. Мы часто думаем, ошибочно, что самопрезентация – это когда я на работу
устраиваюсь. Но ведь могут спросить – а почему именно ты подходишь? Что ты
можешь? Очень классный навык – уметь рассказывать о себе, не опираясь на
какое-то мифическое отношение к самому себе, а опираясь на факты.
«Я
не лучший в мире педагог, но я хорош, потому что… вот мои результаты».
И когда вы смотрите на себя как на проект, когда вы
описываете себя как проект, опираясь на факты – например, 10 дипломов, 20
курсов… - это мое. И вы таким образом уходите от оценочных суждений – я лучший,
самый замечательный, - здесь всегда будет тот, с кем вы себя сравниваете. А в
сравнении мы всегда проигрываем. И поэтому, рассказывая о себе, презентуя себя
– опирайтесь на факты. И тогда если спросят – а чем докажешь, что ты вообще
молодец? Вот. Вот статистика и тд… Это в некотором смысле алиби, которое
помогает вам из состояния маленького человека, превращаться в некого большого
человека, проявляться более корректно, более красиво и главное, получать от
этого удовольствие.
И самопрезентация – это говорение в целом. Это ваш голос,
речь – это ваша энергия, жизнеспособность. Поэтому, о того, как вы говорите –
все про вас понятно.
У каждого человека есть такое слово, которое его
определяет. И это безумно интересно, если подумать в эту сторону. Какое слово
будет вашим словом? С кем или с чем вы себя ассоциируете? Потому что вы очень
часто смотрите на себя как на воспитателя, руководителя, на члена коллектива,
мамы. А кто вы вне этих состояний? Кто вы вне всего пространства? Кто вы как
человек? Когда вы появляетесь в пространстве других людей, вы чем-то делитесь с
ними. Когда вы уходите из этого пространства, остается некое послевкусие. В
общем, вас нет, а ощущение осталось. И если подумать о том, какое ощущение и
впечатление я хочу оставить о себе? И поставить эту точку В, станет понятнее,
если мы начнем отматывать наши шаги назад, что нужно делать, как общаться с
людьми, что мне нужно говорить, чтобы именно это впечатление сформировалось.
Вряд ли кто-то хочет, чтобы о нем подумали плохо, недооценили. Тогда почему так
происходит, из-за чего мы доводим себя вот до такого состояния, а потом выходим
и думаем: «Черт, надо было сказать по-другому»? Потому что, каждый раз мы
говорим из своего текущего состояния, мы не заглядываем в будущее. А если мы
начнем все таки, смотреть на себя из точки В и думать, как мне быть
убедительным? А если бы я был максимально уверенным в себе человеком, с чего бы
я начал разговор? Как бы я жестикулировал? Из какого места я бы говорил?
Есть очень хорошая игра, актерская техника, называется она
«Метод шляпы». Когда вы можете примерить на себя условную шляпу, образ, плащ
героя, который вам близок. У вас может быть некое альтер-эго, образ которого
вам интересен, такой публичный образ и вы этот плащик на себя набросили, пошли
пообщались, поступили на работу, познакомились с кем-то, А вечером
возвращаетесь в свое состояние.
И в завершение я хочу, чтобы вы подумали о двух вещах:
первое – это с каким словом вы ассоциируетесь для себя. И подумайте о
результате результата всего того, что вы делаете. Просто результат – это
выполненная работа. Например, вы воспитатель – ко мне приходят дети и они
вечером их забирают родители, в хорошем настроении и здоровых. А результат
результата – ко мне приходят дети, а уходят будущими президентами. Подумайте,
что будет результатом результата того, что вы делаете? Как в отсроченной
перспективе вы влияете на других людей.
И когда вы начинаете смотреть на себя как на человека
который глобально меняет людей, что благодаря вашей работе вон же какие штуки
происходят!
Дети теперь в школе достигают огромных успехов, потому что
я смог дать им те ценности и знания, которые помогли им этого достичь.
И когда вы разрешите себе увидеть, что вы не просто
человек, не просто руководитель, не просто педагог, а личность, которая влияет
на жизни других людей – любое ваше предъявление миру будет иметь совершенно
другой вес. Потому что вы будете коммуницировать уже в абсолютно другом
состоянии. В состоянии самоценности. И это будет считываться и в голосе и в
жестах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий