Какие они, современные дошкольники?
Современные дети сильно отличаются от дошкольников середины и конца 20 века. Мир и информационное пространство в нем поменялись настолько сильно и стремительно, что это стало заметно даже по маленьким детям.
Последние исследования выявляют, что
современные дошкольники обладают повышенной активностью, высокой тревожностью и
возбудимостью, агрессивностью, неусидчивостью, большим объемом долговременной
памяти, но плохо умеют сосредотачиваться в течение длительного времени.
Современные дошкольники во многом более настойчивы и требовательны к своим
родителям, они умеют размышлять над смыслом действий и не желают выполнять
бессмысленные просьбы. Эти дети уверены в себе и охотнее проявляют эмоции, но в
то же время они слабее здоровьем, обладают подчас целым рядом заболеваний,
которыми раньше дети не болели.
Многочисленные изменения в обществе
привели к изменения и в поведении детей дошкольного возраста. В настоящее время
родители серьезнее подходят к развитию своих детей, поэтому ребенок уже в
раннем возрасте начинает показывать повышенную тягу к знаниям и впитывать
информацию, которая еще 20 лет назад была недоступна для детей его возраста.
Современные дошкольники в возрасте 3-4 лет способны решать логические задачи, которые
раньше задавали детям 4-5 летнего возраста. Сдвинулось и время психологических
кризисов у детей дошкольного возраста: кризис 3 лет теперь наступает на год-два
позже, тогда как кризис, который ранее наступал у ребенка перед поступлением в
школу, теперь проходит у детей 7-8 лет.
Однако, благодаря современным учебным и
компьютерным технологиям, психика ребенка становится неустойчивой. Он каждый
день сталкивается с такими огромными потоками информации, что не каждый
организм такое выдержит. Уже с малых лет ребенок окружен телевизором, радио,
кино, компьютерными играми, интернетом, он учится обращаться с ними, но
зачастую приобретает неусидчивость, неустойчивое внимание, неспособность долгое
время сосредоточенно заниматься одним делом. Современные дети могут
одновременно слушать сказку и рисовать или собирать конструктор, но подчас
неспособны усидеть на месте во время разговора.
Они хорошо прослеживают
причинно-следственные связи отношений между людьми, сюжеты фильмов или
сериалов. Их взгляды во многом шире, чем у детей их возраста раньше, они рано
начинают размышлять на серьезные темы. Но вместе с тем могут быть
несамостоятельными в самых простых вещах: завязать шнурки, найти одежду,
заправить постель. Серьезная проблема у детей дошкольного возраста кроется в их
гиперактивности и качестве речи. Они говорят много, громко, но плохо
проговаривают звуки, не стараются перевести количество этих звуков в качество.
Практически каждому 5-летнему ребенку сейчас требуется помощь логопеда в
становлении правильной и грамотной речи. Страдает не только артикуляция, но и
словарный запас, он у современных детей гораздо беднее их сверстников из 20
века. Такое влияние на них оказывает постоянное соседство телевизора и
компьютерных игр вместо книг.
В обществе на сегодняшний день нарушены тесные дружеские связи между детьми, им почти негде стало общаться и играть без надзора родителей или воспитателей. Раньше эту функцию выполняли детские дворовые коллективы. Сегодня слишком опасно отпускать ребенка гулять одного, поэтому роль детской игры сошла практически на нет. У ребенка остались обучающие игры в детском саду, но свободное творчество становится все более неактуальным, поэтому и фантазия ребенка проявляется не столь ярко. Нет у детей и героев, которые могли бы своим примером учить их моральным основам. Современные герои – яркие, веселые, но по большей части пустые, ребенку просто не у кого перенимать лучшие образцы поведения.
Старший воспитатель: Карповская О.С.
Комментариев нет:
Отправить комментарий